RecruitIT
Блог

Включение камеры на удаленке: прихоть работодателя или психологически важный фактор?

С начала ковида, когда всему миру поневоле пришлось адаптироваться к условиям социальной дистанции и работе из дома, наша трудовая жизнь изменилась. Можно спорить о том, как скоро без коронавирусной инфекции компании стали бы массово переходить на удаленку, но факт есть факт — пандемия вынудила адаптироваться быстро и без полумер. Исследование ВЦИОМ и Social Business Group за 2020 год фиксирует: до пандемии удаленно работали 2% опрошенных, в период распространения вируса в такой режим полностью или частично перешли 16%.
С тех пор многие вернулись в офис, но по разным оценкам около 10% специалистов остаются работать в «домашних условиях», эту цифру подтверждают и данные ВЦИОМ от 2022 года. IT-специалисты закономерно чаще других работают из дома — 36% айтишников предпочитают офису дом.
Таким образом все еще значимая часть сотрудников не видит в лицо своих коллег, а для технологических отраслей и городов-миллионников показатель и того выше. Следовательно, вопрос, как правильно выстраивать работу из дома не теряет актуальности.
Ранее мы уже рассказывали, что «Яндекс», VK, Google и другие гиганты медленно, но верно отходят от концепции полной удаленки и стараются перейти на рельсы гибридного режима работы — с одной стороны люди не устают от пяти дней в офисе, но и не предоставлены сами себе окончательно. В двух словах причиной тому банальное снижение эффективности, вовлеченности в работу и, что немаловажно, лояльности людей компании. Когда работодатель буквально не видит сотрудника, сложнее понимать, работает ли он вообще, а часто у поставленных задач достаточно плавающий срок выполнения.
Живой контакт и качественный онбординг, то есть адаптация новичков в коллективе, остаются краеугольным камнем для HR-специалистов при работе на удаленке. Сложности с построением сильной, сплоченной и дружной команды бывают даже при стандартной пятидневке в офисе, что уж говорить о работе из дома, когда коллеги могут в лицо друг друга не знать.
В связи с этим если уж вы работаете удаленно — включение камеры на зум-конференциях становится действительно важным. Для начала оно повышает вовлеченность: слушателям сложно вдумчиво воспринимать то, что рассказывает «черный квадрат», и, хотя дело можно спасти интересной презентацией, наблюдать за спикером и его эмоциями очень важно. С камерой также не получится параллельно встрече готовить обед, выгуливать собаку или делать другие «важные дела». Волей-неволей при включенной камере и рассказчик становится более привлекательным для слушателей, и сами слушатели стараются выглядеть вовлеченными и не заниматься чем-либо параллельно. Лежа присутствовать на зуме с включенной камерой уже не выйдет, придется хотя бы немного собрать себя и сесть за рабочее место.
Для спикера важно видеть лица тех, кто его слушает, дабы понимать реакцию на сказанное. Представим, что вы презентуете идею проекта — если в ответ вас встречают вялые, едва не спящие лица, вы сразу понимаете, что идея не захватывает внимания. А вот если на квартальном отчете все слушают очень внимательно и не отрывают взгляда — значит презентуемые результаты действительно интересны людям по ту сторону экрана.
Более того, для тех, кто на постоянной удаленке, камера создает важное с точки зрения психологии понимание, что ты в одной команде с такими же живыми людьми, а не абстрактными «iPhone Иван» и «iPhone Мария» и рассказываешь все не только цифровому другу, но и заинтересованным людям.
Теперь немного о том, как лучше всего повысить эффективность работы на удаленке.

Идеального внешнего вида от вас не требуется

Стандартная опрятность — необходимый минимум для звонка по зуму, а вот сложную и элегантную укладку коллеги вряд ли оценят по достоинству, ведь фокус на созвоне — эффективное и быстрое обсуждение рабочих вопросов.

Офисная одежда — не требование, но хороший тон

Во время звонка это позволит вам немного собраться, все-таки оверсайз худи или футболка создают ощущение скорее дружеской беседы, чем деловых переговоров. Рубашка, аккуратный пуловер и более «офисная» одежда и уверенности придаст, и покажет ваше серьезное отношения к работе. Оговоримся, что для айтишников все эти вещи часто роли не играют, но менеджерам, HR-специалистам и управляющим советуем прислушаться.

Свет играет значение

Старайтесь сидеть у окна или другого источника освещения. От включенной камеры немного толка, если ваш силуэт едва различим во мраке. От вас не требуется использование студийных софитов, а вот постараться, чтобы источник света был перед вами, а не позади, все же стоит.

Отнеситесь проще к некоторым заминкам

Небольшой шум вокруг, неожиданно прервавшаяся связь, зависания — тем, кто проработал в пандемию, это уже знакомо. Не корите себя за небольшие неполадки и проблемы, а также не стоит чрезмерно из ви няться за маленькие помехи. Оставайтесь сфокусированными на решении по-настоящему важных для встречи задач.

Важно ЧТО и КАК вы говорите

Качество интернета может оставлять желать лучшего, а удерживать внимание собеседников дистанционно всегда сложнее, поэтому особенно важно хорошо готовить свои презентации, говорить уверенно и по делу, не «лить воду» и стремиться к минимуму запинок. Именно то, что вы говорите и как вы это делаете, будет решающим фактором в качестве коммуникации. Включенная камера всеми участниками созвона значительно сыграет в плюс для коммуникации, но без умения доносить свои мысли, коммуницировать и договариваться она бессильна.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда оставаться в курсе трендов рынка труда, а если хотите найти работу меxты — ждем на нашей карьерной консультации.
Пишите свои соображения о том, насколько эффективной может быть работа в дистанционном формате при правильном подходе — и может ли помочь включенная камера. С радостью подискутируем в комментариях о необходимости включать камеру на рабочих встречах.
Всем эффективных созвонов!
Статьи